Советы по выбору шин для мотоцикла

Важнейшей частью любого мотоцикла являются покрышки, но многие не уделяют шинам должного внимания или неправильно представляют их функциональное назначение. Шины влияют на управляемость мотоцикла, комфортабельность, общее качество поездки и, конечно же, на безопасность.
Недавно я имел удовольствие беседовать с Майком Мэннигом (Mike Manning) из компании Dunlop Tires. Фирма Dunlop - крупнейший в мире производитель шин для мотоциклов, и Майк знает о покрышках практически все, что только можно знать. Он любезно согласился ответить на все мои вопросы, чтобы я мог поделиться с вами полученной информацией.
Разработка резины протектора.
Новый состав протектора - полимер, углерод, силикон (двуокись кремния).
Влияние содержания этих компонентов на характеристики шины: сцепление с дорожным покрытием, сцепление с мокрой поверхностью, сцепление с сухой поверхностью


Сначала поговорим о самых элементарных вещах. Существует два типа конструкции шин - диагональная и радиальная. Принципиальное различие заключается в том, что большинство круизеров оснащаются диагональными шинами, а спорт-байки комплектуются радиальными. (Чтобы поддерживать давление в шинах, для проспицованных колес требуется камера, а литые колеса позволяют использовать бескамерные шины.) У диагональной шины круглый профиль и высокие боковые стенки (боковины). У радиальной шины более плоский профиль, а высота боковин меньше.

Каркас (материал под протектором покрышки) диагональной шины изготавливается из перекрестных слоев нейлона или из плетеного целлюлозного химического волокна. Каждый из нескольких слоев шины располагается в противоположном направлении, формируя перекрестные слои в виде буквы "Х". Именно поэтому шина называется "диагональной". В некоторых шинах сверху этих перекрестных слоев наносится еще один дополнительный слой, который называется "ремнем", или "ремнями" шины. Этот слой наносится в направлении вращения шины. Шина с таким дополнительным слоем называется "диагонально-опоясанной". Когда шина вращается, небольшая часть ее поверхности, которая соприкасается с дорожным покрытием и называется "контактной площадью", на долю секунды выпрямляется, становится плоской. Поэтому во время вращения шины, она постоянно меняет свою форму в точке контакта с дорожным покрытием, выпрямляется, а потом снова принимает свою первоначальную форму. Такое постоянное
Передняя покрышка.
Каркас: 2 слоя (нейлон); Breaker - подушечный пояс: 2 слоя (арамид); Профиль: радиальный
Задняя покрышка.
Каркас: 1 слой (целлюлозное волокно или нейлон); Ремень: JLB (арамид); Подушечный пояс: 1 слой (целлюлозное волокно или арамид); Профиль: радиальный
изменение формы генерирует тепло, что улучшает сцепление покрышки с дорогой. Но слишком высокая температура покрышки начинает оказывать уже отрицательный эффект, так как снижаются характеристики шины, и увеличивается ее износ.

У радиальной шины слои располагаются "радиально", под углом 90 градусов к направлению вращения шины. Такая конструкция шины генерирует меньшее количество тепла, и покрышка разогревается меньше. Недостаток такой шины заключается в том, что боковины изгибаются легче, поэтому профиль шины делают более коротким. Низкий профиль означает, что такая конструкция шины не может справляться с более высокими нагрузками, которые испытывает крупный и тяжелый круизер с пассажиром и багажом на борту. Конструкция подвески круизера и характеристики прохождения поворота более приспособлены для диагональных шин, поэтому прежде, чем покупать шину, убедитесь, что она подходит для вашего байка.

Рисунок протектора, его "канавки", у диагональных и радиальных шин очень сильно отличаются, что обусловлено функциональным назначением шин. Рисунок протектора разрабатывается таким образом, чтобы отводить воду с "контактного участка" шины, чтобы шина не соскальзывала вбок с намеченной траектории, когда мотоцикл едет по воде или по водной пленке, которая формируется на поверхности дороги. Чем больше сделано "канавок", тем более эффективно шина выполняет эту функцию. Круизеры и туринговые (туристические) мотоциклы предполагается эксплуатировать и во время дождя, поэтому управляемость на мокром покрытии дороги является важной характеристикой шины. Спортивные байки, напротив, не предназначены для поездок в дождь. Поэтому чем меньше канавок у протектора шины, тем большая площадь резины соприкасается с поверхностью дороги и, следовательно, улучшается сцепление шины с сухим дорожным покрытием.

При выборе шин важным фактором является долговечность, или истирание шины. Мягкие композитные материалы обладают большим сцеплением с дорогой, но более быстро изнашиваются. Жесткие материалы менее подвержены износу, но их степень сцепления с дорогой меньше. При разработке шин производителям приходится учитывать множество различных факторов, чтобы сделать дорожную шину, у которой был бы хороший баланс между эффективным сцеплением с дорожным покрытием и долговечностью.

Но самые важные факторы, которые влияют на долговечность шины, контролируются самим мотоциклистом. Первоочередным фактором, который приводит к преждевременному снашиванию шины, является недостаточная накачка шины. Вместе с группой экспертов Dunlop Tire Inspection Crew Майк Мэннинг посещает различные моторизованные мероприятия, которые проводятся в США. По желанию владельцев, эта группа проводит бесплатный осмотр и мониторинг шин у любых мотоциклов. Майк говорит, что 85% всех шин, которые проверяет группа, являются недостаточно накачанными. Это не только опасно влияет на управляемость мотоцикла, но и сокращает долговечность шины на 20-40%. Майк рекомендует руководствоваться тем давлением в шине, которое указывает производитель конкретной шины, а не тем значением, которое указывает производитель мотоцикла в руководстве пользователя. Только так можно добиться оптимальных характеристик шины. Вы можете безопасно накачать шину до максимального значения, которое указывается на боковине каждой шины. Это позволит справиться с более высокой нагрузкой, когда вы едете с пассажиром и багажом.

На степень износа шины также оказывает влияние конкретный стиль вождения. У круизеров обычно сначала снашивается задняя шина, потому что на заднюю шину распределяется больше веса, и именно на заднюю шину приходятся все силы сцепления с дорожным покрытием и торможения, потому что водители круизеров чаще пользуются задним тормозом, а не передним. Впрочем, более экстремальные, агрессивные водители, сначала стирают переднюю шину. Я стараюсь тормозить позднее при входе в поворот, главным образом, пользуясь передним тормозом, затем "ныряю" в поворот на более высокой скорости, а при выходе из поворота увеличиваю ускорение. Поэтому я переношу большую часть сил торможения и сцепления с дорогой на переднюю, а не на заднюю шину. Производители шин обычно делают протектор задней шины более толстым, чтобы весь комплект шин снашивался примерно одинаково. Лучше всего менять обе шины одновременно, чтобы у мотоцикла была одинаковая степень сцепления с дорожным покрытием и спереди, и сзади. При установке новых шин также разумно установить новые вентили.

Многие мотоциклисты стремятся установить более широкие или более крупные по размеру шины, но обычно это не очень хорошая идея. Прежде всего, нужно обратить внимание на клиренс, расстояние между крыльями и частями подвески. Производители мотоциклов тратят сотни часов на то, чтобы найти оптимальные размеры покрышек, которые были бы согласованы с системой подвески. Изменение размера шины обычно отрицательно влияет на управляемость мотоцикла, а во многих случаях может сделать поездку на байке небезопасной.

Нужно всегда менять шины, когда глубина протектора достигает 1/32 дюйма (0,79 мм). Если вы сомневайтесь, проведите «центовый тест»: если вы вставляете монету достоинством в один цент в канавку так, чтобы голова Линкольна была направлена внутрь, и вы можете видеть верхнюю часть головы президента, то настало время менять эту шину.

Если вам не повезло, и вы прокололи покрышку, самое безопасное решение – заменить ее. Шину можно отремонтировать, если прокол расположен в центре протектора, но ее невозможно починить, если прокол расположен ближе к боковине. Грамотно отремонтировать покрышку можно только тогда, когда она снята с мотоцикла, а ремонт выполняет квалифицированный специалист. Комплект для ремонта покрышки, когда заплатка наносится только на внешнюю поверхность шины, предназначен исключительно для того, чтобы можно было добраться до нужного места. При этом производители шин настоятельно рекомендуют не пользоваться такими комплектами, так как мотоциклист не может оценить степень внутренних повреждений шины, и шина может сдуться, даже если вы поедете к дому очень медленно. Помните, что неисправная шина при движении на высокой скорости может стоить вам жизни, поэтому не пытайтесь сэкономить несколько долларов на профессиональном ремонте. Модель-эмуляция и барабанная машина. Влияние технологии, имитирующей вращение, и барабанной машины на разработку конструкции, профиля и протектора шины.

Один из вопросов, который меня постоянно волновал - почему мотоциклетные шины стоят так дорого; во многих случаях даже больше, чем более крупные и тяжелые автомобильные покрышки. Майк говорит, что ответить на этот вопрос совсем не просто. На стоимость влияет масса факторов. Прежде всего, мотоциклетная шина должна отвечать гораздо большему количеству инженерных требований, потому что на квадратный дюйм контактного участка шины приходится большее значение мощности. Кроме того, при поворотах и торможении мотоциклетная шина испытывает большую нагрузку и подвержена большему количеству прилагаемых сил по сравнению с автомобильными шинами.

Мотоциклетные шины могут включать в себя до девяти различных композиционных материалов, тогда как у автомобильной покрышки таких материалов может быть всего два или три. Кроме того, при разработке требуется проводить больше тестов, так как мотоциклетная покрышка предназначена для большого количества различных моделей мотоциклов, и с каждой моделью шина должна работать эффективно и безопасно. Другим фактором, который увеличивает стоимость, является тот факт, что производители выпускают меньшее количество мотоциклетных шин, в отличие от автомобильных, поэтому здесь нельзя говорить о крупномасштабном производстве, которое всегда снижает себестоимость готовой продукции. Так как некоторые производители планируют выпуск некоторых размеров шин только на протяжении одной недели или одного месяца в году, приходится хранить на складе больше продукции, что также увеличивает себестоимость.

Мотоциклист должен знать о шинах очень многое. Не важно, на мотоцикле какой марки вы ездите, или какую марку покрышек вы покупаете, всю жизненно важную информацию о шинах можно найти на сайте Dunlopmotorcycle.com. Чем больше вы знаете о своих шинах, тем правильнее будет ваш выбор при покупке покрышек, вы будете лучше знать, как нужно правильно обслуживать шину, сможете ездить на мотоцикле безопасно и с удовольствием.

Автор: Кен Гласмэн (Ken "Hawkeye" Glassman)

Источник: http://www.motorcycle-usa.com



Сайт управляется системой uCoz