Yamaha FZR1000R EXUP


1991 - 1995, $3500-4500

Владимир Завьялов


Двигатель —1002 см3, рядный, 4-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения
Максимальная мощность —145 л.с. при 10000 об/мин
Максимальный крутящий момент —109 Нм при 8500 об/мин
Длина —2205 мм
База —1470 мм
Сухая масса —214 кг
Передняя шина —130/60-17
Задняя шина —170/60-17

Что почем? (цены оригинального каталога)
Аккумулятор —$111
Тормозные колодки передние —$96
Тормозные колодки задние —$40
Фильтр масляный —$11
Фильтр воздушный —$32
Амортизатор —$677

Достаточно сказать, что в свое время FZR1000R занимал на рынке ту же самую нишу, что сегодня R1, и многое сразу становится понятным. Мощности двигателям спортбайков уже тогда было не занимать. Сравните: 145 сил у R1 1991 года, и 150 - у экземпляра 2002 года. Экстенсивный прирост мощности явно не в приоритетах у конструкторов. Они давно уже всеми силами бьются за уменьшение массы, дабы облегчить управление. И тут, конечно, ветерану-FZR’у тяжело конкурировать с современными «литрами» - тяжеловат. Зато FZR1000R обладает завидной практичностью, да и, положа руку на сердце, с ролью асфальтового истребителя этот герой неплохо справляется и по сей день.


Двигатель
20 клапанов (по пять на цилиндр) и хитрый клапан EXUP (Exhaust Ultimate Power) на выпуске стали в свое время маркетинговым коньком Yamaha. Смысл работы системы EXUP в том, чтобы создать оптимальное сопротивление выхлопу на «низах» для получения дополнительных ньютонометров крутящего момента и в то же время обеспечить максимально легкий выхлоп на «верхах», чтобы не потерять лошадиных сил на пике. В результате характеристика выравнивается, и мотор весело крутится уже со средних оборотов. Только вот перегрева EXUP очень не любит, об этом полезно будет вспомнить, когда решите как-нибудь «отжечь» резину. В повседневной езде силовой агрегат FZR показал себя очень надежным.

Главное - вовремя менять масло и не забывать контролировать его уровень. Правда, контроль этот затруднен из-за неудачного расположения соответствующего окошка. Мало того, что оно загорожено облицовкой, так еще и в момент загрязняется на наших пыльных дорогах. Конструктивная особенность мотора - отсутствие натяжителя на цепи привода вспомогательных агрегатов, отсюда повышенная шумность узла, но несколько более высокая надежность (например, на Honda часто выходит из строя именно натяжитель). Несмотря на общую надежность, дополнительные 10 сил форсированного со 135 л.с. мотора негативно сказались на ресурсе коленвала. Козление FZR’у крайне противопоказано.


Трансмиссия
Безусловно, пять ступеней коробки передач по современным меркам катастрофически не хватает для реализации потенциала форсированного до 145 «лошадей» литрового двигателя. Но не стоит забывать про солидный возраст мотоцикла. Малое количество ступеней окупается надежностью в работе. Если подойдете к выбору байка при покупке щепетильно, то проблем с коробкой в ближайшее время точно не будет.


Рама и обвес
Еще 1989 году FZR получил самый настоящий алюминиевый Deltabox, который был значительно усилен, чтобы соответствовать грозному потенциалу нового литрового двигателя, также был усилен маятник для получения большей жесткости на скручивание. В 1991 году конфигурация рамы была слегка изменена, увеличена база для большей устойчивости. Надо сказать, что у FZR1000 очень удобная для байков такого класса посадка и хорошая аэродинамика, позволяющая не испытывать неудобств даже при длительных поездках. Положительных отзывов заслуживает материал пластика, использованного для изготовления панелей обтекателя FZR. Он хорошо гнется и не ломается, благодаря чему достойно переносит скольжение потерявшего управление мотоцикла на боку. Во многих случаях удается отремонтировать и покрасить поврежденный пластик, а не покупать новый комплект.


Подвески
В 1991 году FZR получил новый задний амортизатор и новую вилку перевернутого типа. Ее эксплуатационной особенностью является тот факт, что очень быстро может пострадать зеркало, поэтому при появлении течи масла лучше не затягивать с ремонтом, иначе выйдет только дороже. На дороге подвески мотоцикла ведут себя классически, как и подобает тяжелым аппаратам от Yamaha: аппарат недостаточно охотно ложится в поворот, поэтому в среднем на FZR усилий для поворота приходится прикладывать больше, чем на аналогичных мотоциклах других производителей.


Тормоза
Тормоза - в лучших традициях Yamaha - не вызывают нареканий, только успевай менять колодки. В 1991 году тормоза были улучшены по сравнению с предыдущим поколением.


Модификации
FZR1000 начинал свою эволюцию с ходовой частью от FZR750, которая не могла обеспечить должного уровня управляемости в предельных режимах. Поэтому в 1989 году родилось второе поколение модели, ну а в 1991 - третье. Потом был Thunderace - фактически тот же FZR1000R с несколько улучшенной управляемостью и слегка увеличенной мощностью. Но революция произошла лишь позже, с появлением R1, который было уже трудно сравнивать с предшественниками.

По материалам журнала "Моторевю"

Сайт управляется системой uCoz