РАЗВИТИЕ ХАЙСАЙДА ![]() ![]() |
![]() Соответственно, «хайсайд» означает, что мотоциклиста выбрасывает из седла в обратную сторону, и он перелетает над верхней частью мотоцикла. Само по себе, такое падение не смертельно, но случается, что байк часто следует по воздуху по той же траектории, что и мотоциклист, а затем падает на него. При таком ударе, когда сверху падает машина, выжить могут не многие. Итак, как развивается такая авария? Каковы ее причины, и что можно сделать, чтобы предотвратить ее? ![]() Давайте рассмотрим, что происходит в тот момент, когда задний тормоз блокирует заднее колесо, и оно начинает скользить, и что происходит в тот момент, когда отключается мощность заднего тормоза. Предположим, в данный момент мотоциклист проходит мягкий поворот. (При движении по прямой происходит точно то же самое, когда заднее колесо начинает смещаться в ту или иную сторону по отношению к траектории движения переднего колеса.) В этот момент мотоцикл движется в направлении, которое задает переднее колесо. Заметьте, что задняя шина всегда немного отстает, когда она старается подстроить свое направление в том же направлении, в котором движется передняя шина. Теперь, в этот момент задний тормоз блокирует колесо, и заднее колесо теряет существенное количество сцепления (по крайней мере, 20%). Оно начинает соскальзывать наружу от центра дуги, по которой движется машина. Теперь водитель позволяет переднему колесу повернуть в направлении заноса. Соответственно, направление движения мотоцикла изменяется. Тем временем, задняя шина продолжает скольжение и по-прежнему в данный момент движется быстрее, чем передняя часть мотоцикла. Мотоцикл пытается «лечь» (так как заднее колесо больше не вращается, вы потеряли его гироскопический эффект и, таким образом, нарушили примерно 80% стабильности мотоцикла), и так он и сделает, если только мотоциклист не предпримет быстро каких-либо действий. ![]() Независимо от того, передается ли мощность двигателя задней шине, или нет, вследствие того, что мотоцикл не просто тащит вместе с собой заднюю шину (потому что теперь шина вращается), мотоцикл начинает двигаться быстрее (фактически, он начинает медленнее сбрасывать скорость) в том направлении, которое обуславливает передняя шина. В то же самое время, вследствие того, что сцепление полностью восстановлено, скольжение/занос задней части неожиданно прекращается. То, что случится в следующее мгновение – хайсайд! Не важно, остановлено ли скольжение задней части тем, что заднее колесо попадает на кочку, или тем, что у задней шины восстанавливается сцепление, результаты будут одинаковыми: центробежная сила в совокупности с инерцией стараются поддерживать и направлять движение центра тяжести мотоцикла в направлении, в котором мотоцикл двигался в последний момент. Так как контактная площадь заднего колеса перестала скользить (все останавливающие силы прикладываются к контактной площади), определенно, развивается крутящий момент. ![]()
Позвольте также добавить, что
существует еще один способ, который
предотвращает развитие хайсайда, о
котором мы говорили выше: всегда
старайтесь выпрямить траекторию
движения, прежде чем агрессивно и
резко тормозить в кривой!
Если мотоцикл движется по прямой линии, особенно, когда мотоцикл оснащен одним из видов комбинированных тормозных систем, а блокировка заднего колеса вызывает занос, возможность хайсайда все равно не исключается, но шансы такого падения гораздо меньше по сравнению с ситуацией, когда мотоцикл движется по дуге (чем быстрее вы едете и чем больше кочка на дороге, тем более высока вероятность развития хайсайда). Тем не мене, лучшее решение, которое может принять водитель – не отпускать задний тормоз в том случае, если он заблокировал колесо, с тем, чтобы избежать хайсайда. ![]() Может ли произойти хайсайд, если вы вообще не отключаете задний тормоз? Еще бы! Если вы были когда-либо свидетелем аварии на прямой с развитием хайсайда, вы помните, что след от торможения остается прямым почти до самого конца, когда он принимает форму буквы «J». Это свидетельствует о том, что мотоциклисту с успехом удавалось поддерживать направление переднего колеса в согласовании с направлением заноса до тех пор, пока он не вывернул колесо до предела. Конечно, когда такое происходит, мотоциклист больше не может поворачивать руль в направлении заноса, и мотоцикл внезапно начинает менять направление – занос увеличивается до тех, пока шина не разворачивается на 90 градусов по отношению к направлению движения мотоцикла, т.е. самая большая площадь контактной поверхности располагается перпендикулярно по отношению к направлению движения, что, таким образом, увеличивает шансы восстановления сцепления. Соответственно, примерно в этот момент занос останавливается, а мотоцикл резко подбрасывает в воздух. Увидев, что заднюю часть заносит, и нужно мягко ослабить давление переднего тормоза и не отпускать мощность заднего тормоза, чтобы переднее колесо было согласовано с задним по скорости, что делать, если вместо заднего колеса начинает заносить переднее? Абсолютно то же самое! Следовательно, вам не приходится принимать решение в зависимости от того, какую шину заносит. Реакция мотоциклиста будет одинаковой. Итак, выше я отметил, что, если у вас есть выбор, следует положить мотоцикл на землю, а не допускать развития хайсайда. Также я объяснил, что динамика (развитие аварии) почти неизбежно приведет к хайсайду, даже если вы предпринимаете правильные действия – поворачиваете в сторону заноса и ослабляете передний тормоз. Что же, ситуация безвыходная? Нужно ждать хайсайда? Вовсе нет. Когда вы знаете, что ваша попытка закончится неудачей, жмите на пердний тормоз! Это заставит мотоцикл лечь на бок, приведет к лоусайду!!! (Если у вас комбинированная тормозная система, можно выполнить лоусайд и увеличивая давление на задний тормоз, потому что это будет также увеличивать и мощность переднего тормоза.) ![]() Меня спрашивали, почему резкое включение переднего тормоза вызывает лоусайд вместо того, чтобы быстрее развивать хайсайд. Это происходит, потому что, включая передний тормоз, вы влияете на распределение веса, что еще больше ослабляет сцепление заднего колеса, что, в свою очередь, снижает шансы развития хайсайда и быстрее снижает скорость мотоцикла, т.е. он быстрее ляжет на бок. Некоторые утверждают, что если удается быстро выключить задний тормоз после блокировки колеса, то можно восстановить контроль над мотоциклом. Это – ПРАВДА! Однако следует понимать, что это означает на самом деле. Между заносом/юзом и скольжением существует различие. Во время заноса шина вращается не с той же скоростью, с какой движется ваш мотоцикл, вы стираете резину, но, по сути, вы все равно контролируете мотоцикл – т.е. во время заноса шина все равно «смотрит» в направлении движения мотоцикла. А во время соскальзывания мотоцикл слетает с траектории и опрокидывается, а заднее колесо, в буквальном смысле, движется в сторону, и вы уже не можете контролировать мотоцикл. Если вы отпустите задний тормоз во время заноса, вы почувствуйте приличный «толчок», когда у задней шины будет восстановлено сцепление, и вы будете продолжать движение – контролируя мотоцикл. Если вы отпустите задний тормоз во время скольжения, восстановить контроль будет гораздо сложнее, так как «толчок» превратится в очень жесткий «удар», или еще хуже – в хайсайд. Итак, совет не отпускать задний тормоз при блокированном колесе относится к ситуации, когда началось скольжение. Для абсолютного большинства мотоциклистов это означает следующее: никогда не отпускайте заблокированный задний тормоз, потому что в реальных условиях скольжение начинается очень быстро, и большинство людей не в состоянии достаточно быстро реагировать или даже осознать, что заднее колесо соскальзывает. Крайне глупо и самонадеянно считать, что вы представляете собою исключение, и можете все предвидеть до начала скольжения.
Схема аварии с развитием хайсайда
|