"Dr. Wong's Street Riding Clinics"


Сам автор ;-)

Ну вот, как говорится, скоро сказка сказывается.... Или наоборот, не скоро - ну, в общем, разродился я наконец обещанной статьей по поводу катания на мотоциклах в Калифорнии.

Начну с маленького вступления. Где находится Калифорния - надеюсь, знают все :) а вот что касается мотоциклов.... Сказать, что Калифорния является идеальным местом для мотоциклистов - может быть, слишком громко, но от истины недалеко. Зимы как таковой не бывает вовсе, круглый год плюсовые температуры, дожди, как правило, бывают только местной "зимой", с января по март, да и то - далеко не каждый день. Отличные дороги, в том числе горные - в общем, все условия. Не очень злобная полиция, а если правила сильно не нарушать - так и вообще дружелюбная :))) Кроме того, Калифорния один из немногих (а может, и единственный - точно не знаю) штат, в котором официально разрешен linesplitting, т.е., говоря по нашему, мотоциклистам вполне официально разрешено ездить между рядами машин, "по разметке", как у нас говорят... В общем, катайся в свое удовольствие...

 


Справа - Dr.Wonf

Основными "обитателями" дорог, конечно же, являются машины, но мотоциклов тоже немало, и естественно, что их владельцы пытаются как-то кучковаться. Об одном таком "кучковании" я и хочу рассказать. Сначала несколько слов об организаторе этого действа. Доктор Гарри Вонг (Harry Wong) - сам по себе интересный человек, действительно доктор :) ,довольно известный специалист в области хиропрактики - что это такое и с чем едят - желающие могут сами прочитать на его сайте в интернете по адресу www.docwong.com, а я на этом останавливаться не буду.

Кроме своей работы, док является заядлым мотоциклистом с многолетним стажем. Но кататься одному ему, видимо, со временем наскучило, а может, были и другие причины - не знаю, но семь лет назад док с друзьями организовал мероприятие, которое называется "Dr. Wong's Street Riding Clinics". Смысл его состоит в том, чтобы помочь всем желающим повысить уровень своего водительского мастерства, ездить более безопасно, ну и, наконец, просто получить удовольствие от общения с себе подобными :)

Вообще-то это не единственное мероприятие, организованное и проводимое доком. В настоящее время он ежемесячно устраивает подобное же сборище любителей мотокросса ("Dirt Riding Clinic"), несколько раз в году устраиваются так называемые "Track Day" на треке, проводятся также семинары по поводу обслуживания мотоцикла, настроек подвески - в общем, у меня сложилось такое ощущение, что со всеми этими заботами и мероприятиями выходные у дока заняты едва ли не больше, чем рабочие дни :)

Но поскольку во всем остальном я пока еще не участвовал, то расскажу пока только про "Street Riding CLinic".

 







Проходит это мероприятие следующим образом: обычно раз в месяц, в один из выходных дней, толпа народу на мотоциклах, численностью от нескольких десятков до пары сотен человек, собирается в 8 утра в офисе Дока. При этом никаких ограничений на тип мотоцикла нет - представлен обычно весь спектр, начиная от всевозможных спортбайков типа "Хонды RC-51", GSX-750R, R1, различных шестисоток, и кончая "Харлеями" и 6-цилиндровыми монстрами типа "Валькирии" или "Голд-Винга"...

Далее в течение примерно 2-х часов следует что-то вроде лекции на мотоциклетную тему. Темы каждый раз меняются: "Управление мотоциклом на скользкой дороге", Техника прохождения поворотов" и тому подобные... По форме это напоминает скорее даже не лекцию, а простое дружеское общение с подсказками, шутками, подкалываниями друг друга - в общем, проходит довольно весело, как говорится "в теплой дружеской атмосфере".

После этого народ разбивается на группы и едет на практике проверять полученные знания. Маршрут всегда один и тот же - длиной чуть меньше 120-ти миль (примерно 180 км), в основном по горам, со множеством самых разных поворотов, спусков, подъемов, разных участков дорог - хороших и плохих, широких и узких - в общем, на все случаи жизни. Как утверждает Док, по данным последнего подсчета маршрут включает в себя 1012 поворотов (не лень же было кому-то считать :)

Несмотря на то, что маршрут всегда один и тот же, он не приедается даже тогда, когда проедешь по нему десятки раз - настолько он интересен и разнообразен. К тому же знание маршрута и всех его поворотов дает возможность больше внимания уделить именно вождению мотоцикла и совершенствованию своих водительских навыков.

Очень понравилась мне как происходит сама поездка. Как я уже говорил, в зависимости от уровня мастерства народ разбивается на группы по 5-15 человек, а во главе каждой из групп ставится доброволец - один из опытных ветеранов, хорошо знающих маршрут. Группы отправляются в путь с небольшим интервалом, начиная с самых быстрых. На маршруте намечены несколько "контрольных точек" - как правило, в местах смены маршрута, перекрестков или разветвлений дорог, где имеется достаточная площадка для остановки 20-30 мотоциклов.

Каждая группа в этом месте останавливается и ждет следующую. На остановке ведущий группы обычно дает новичкам некоторые указания или советы - что будет дальше, на что обратить особенное внимание, указывает на их ошибки, если таковые были замечены, и так далее. Кроме того, поскольку на этих остановках всегда встречаются две группы, каждый участник при желании имеет возможность перейти после остановки в другую группу - предыдущую, если выбранная им группа едет по его мнению слишком медленно, или же следующую, если группа едет для него слишком быстро...

 

Приблизительно в середине пути все выезжают к океану, едут некоторое время по очень красивому первому хайвею вдоль берега, и останавливаются на обед в небольшом кафе-ресторанчике. После обеда маршрут продолжается еще примерно пару часов и заканчивается на смотровой площадке высоко в горах. После этого Док двигает заключительную речь, и довольный народ разъезжается по домам.

Ну, вот, это, так сказать, изложены факты.... А теперь попробую поделиться своими собственными ощущениями. К моменту своего первого участия в этом мероприятии я уже достаточно хорошо освоился и со своим мотоциклом (Suzuki GS-500), и с дорогами, почти два месяца ездил на нем на работу и с работы (55 миль туда и обратно), первые страхи прошли, и постепенно это начало даже немного приедаться - одна и та же дорога, один и тот же маршрут, на котором знаешь уже каждый поворот и каждую улицу - хоть с закрытыми глазами езжай.... Так что это было для меня нечто новенькое. Приехал я домой с первого катания очень уставший, но тем не менее очень довольный.... С непривычки почти 200 миль за день (с учетом дороги до места сбора и обратно), да еще бОльшую их часть - по такому новому и достаточно непростому маршруту - это немало...

Первые пару поездок я провел в самой медленной группе, осваиваясь с новым маршрутом и с мотоциклом - как оказалось, это вовсе не то, что ездить на нем на работу и с работы :) Но, время шло, росла уверенность, и, возможно, даже некоторая самоуверенность, и, как говорится, результат не заставил себя ждать...

Это была моя 3-я или 4-я поездка и (естественно :) более быстрая группа. Где-то в середине маршрута едем мы по дороге, проходящей по склонам холмов. Т.е. это постоянные повороты вправо-влево различного радиуса, половина из которых закрытые, но маршрут мне вроде бы уже хорошо знаком. И тут, как говорится, бес попутал - я ошибся и перепутал один из поворотов. Вошел я в этот закрытый поворот на скорости где-то 45-50 миль в час - и тут обнаружил, что это совсем не тот длинный и пологий поворот, о котором я думал, а совсем другой, гораздо более крутой... Очень неприятное и яркое ощущение, которое знакомо, наверное, всем хоть раз падавшим.... Холодок по спине в предчувствии неизбежного, как мне казалось, падения, правая рука и нога рефлекторно дергаются к тормозу, в голове мгновенно проносится куча самых разных мыслей - "тормозить - тогда точно навернешься", "мотоцикл жалко" и "куда-ж ты, дурак, летел, если дорогу не помнишь" :)

Но не зря, видать. док на лекциях нам усиленно умные мысли внушал, вспомнились и некоторые его высказывания по поводу современных мотоциклов, их шин и подвесок, о том, что сегодня возможности мотоцикла значительно превосходят возможности среднего мотоциклиста, и что мотоцикл всегда можно наклонить гораздо сильнее, чем вам кажется - и параллельно мысль в голове: "да куда, к черту, его еще наклонять - вот он, асфальт, рядом, и так сейчас коленкой задену" :) Все это проносится в голове за какие-то мгновенья, мотоцикл тем временем начинает выносить наружу поворота, взгляд прилипает к каким-то кустикам на обочине ("вот туда-то я сейчас и вляпаюсь") - в общем, многим это ощущение известно... Но вспомнилась еще одно высказывание дока о том, что смотреть нужно всегда вперед, в поворот, но ни в коем случае не на обочину или место предполагаемого падения - иначе именно туда и приедешь. Мелькнула мысль, что если уж падать - так уж все равно падать, терять все равно нечего...

В общем, отрываю взгляд от обочины, перевожу его вперед, наклоняю мотоцикл еще больше - в полной уверенности при этом, что дальше уже некуда и сейчас-то я уже точно навернусь - а куда деваться? :)

Но, удивительное дело, коленка за асфальт почему-то не цепляется, мотоцикл, хоть и по самому краю дороги, но в поворот вписывается, и - все в порядке, едем дальше :)

Может быть, для кого-то написанное выше покажется смешным и наивным, но для меня это стало какой-то переломной точкой - весь мой предыдущий опыт, все отработанные годами и совкоциклами рефлексы подсказывали, что падение неизбежно - и, тем не менее, я не упал... Следующие пара дней прошли под впечатлением пережитого и его осмыслением, после чего я окончательно убедился в полезности данного мероприятия :)

Впечатления от этого случая остались достаточно яркие - вот уже несколько месяцев прошло, а помню все так хорошо, как будто это произошло вчера. Понятно, что после этого я уже не пропускал ни одного катания :)

Дальше был февраль, когда в горах выпал снег. Высота, на которой снег уже не таял, была, по сообщениям местных синоптиков, всего лишь 600 футов (около 200 метров) - такое бывает здесь один раз в несколько лет. В катании отважились принять участие всего 12 человек, самых отмороженных :)

Что самое удивительное, никто не упал, кроме девушки на CBR-600, да и она отделалась просто парой мелких царапин на обтекателе, так как упала на очень маленькой скорости и была в правильной защите.... Так что пострадавших не было, если не считать, что в конце мероприятия на смотровой я чуть было не отморозил уши - кругом лежал снег и ветерок был достаточно холодный :)

Следующее заслуживающее внимания событие произошло на мартовском катании. Мои дочери давно уже осаждали меня и упрашивали взять их с собой, и в марте я, наконец, не устоял - тем более док сказал, что ездить можно и с пассажирами. Да и, раз уж пообещал девчонкам их с собой взять, куда деваться - надо выполнять свои обещания... Чувствовал я себя к тому времени уже намного уверенее, с пассажиром я тоже уже ездил, правда, не по таким маршрутам и не на такие расстояния, но, надо же когда-нибудь начинать :) В общем, взял я с собой младшую, Катю... Насколько мог, обеспечил ее защитой - мотокуртка, перчатки, шлем, провел тщательный инструктаж, что и как - и, похоже, до того ее запугал, что она не то что шевельнуться - вздохнуть лишний раз на ходу боялась :) Помню, одна из выданных инструкций была такой: "не двигайся и никуда не отклоняйся ни в коем случае, крепко за меня держись, а если будет страшно - то зажмурься, но все равно держись и не двигайся" :)) Излишне говорить, конечно, что и сам я был вдвойне осторожен...

В общем, на ходу это оказалось не так уж и страшно - запуганный ребенок оказался идеальным пассажиром, и мы проехали весь маршрут без всяких проблем.

Кульминацией поездки стало падение двух мотоциклов (слава богу, без серьезных последствий для их хозяев), один из которых ехал прямо перед нами, а второй - сразу за нами.

Дело было уже незадолго до окончания поездки. Ехали мы по дороге, плавно поднимающейся в горы (т.е. постоянные повороты вправо-влево), кругом - лес, сама дорога (две полосы - в одну и другую сторону) совершенно чистая и сухая, но обочины, естественно, засыпаны хвоей и листьями. Ехали мы, на мой взгляд, совершенно нормально: скорость около 30-40 миль в час, дистанция между мотоциклами метров 8-10, и даже мы вдвоем на своей 500-ке без всякого напряжения вписывались в эти повороты. Прямо перед нами ехал парень на "Магне". В общем, вроде бы никаких предпосылок и опасностей не было, и вдруг в одном из поворотов он падает. Как выяснилось позже, ситуация была отдаленно похожа на ту, что я описывал выше - ему в какой-то момент показалось, что он едет слишком быстро и слишком близко к обочине, он начал тормозить и выехал-таки на обочину, где на хвое и листьях благополучно и навернулся. Мы проехали с Катей за поворот и остановились метрах в 20-ти от него на обочине, уже на прямом и открытом участке дороги, но когда я поставил мотоцикл на подножку и обернулся - то обнаружил, что на обочине лежат уже два мотоцикла - эта "Магна" и ехавшая за нами Ямаха R6.

Парень на Ямахе не нашел ничего лучше, как попытаться остановиться тут же возле упавшего мотоцикла. Стал тормозить, выехал на обочину - и тоже упал на тех же листьях. Хорошо хоть разминулся с "Магной" и ее водителем... Листья и хвоя на обочине смягчили падение, и оба отделались легким испугом и парой неглубоких царапин на руке у второго. Мотоциклам повезло меньше: "Магна" уже на боку доехала-таки до ближайшего дерева, к которому и приложилась достаточно крепко фарой и передней вилкой. В результате фара разбита вдребезги, приборы покорежены смятым корпусом фары, передняя вилка согнута винтом и плюс к тому разбито пластиковое крыло. В общем, передняя подвеска разбита вдрызг, но на всем остальном не осталось даже царапин. Ямаха упала несколько удачнее - до деревьев она, к счастью, не доехала, но частично обломилась ручка сцепления, согнулся рычаг переключения передач, и на заднем обтекателе осталась пара глубоких царапин... Кстати, парню на Ямахе крупно повезло, так как ехал он хоть и в "правильной" мотокуртке, но на ногах у него были простые джинсы и обыкновенные тряпочно-резиновые тапочки, типа наших полукедов....

Естественно, народ остановился, сбежался, помогли обоим, подняли и осмотрели мотоциклы. Оба мотоцикла завелись без проблем, но из-за скрученной вилки для Магны пришлось вызывать эвакуатор, так как ехать на ней было невозможно. Ямаха же уехала с места происшествия своим ходом...

Конечно, подобные происшествия случаются далеко не каждый раз, но, как говорится, всякое бывает...

Вот так вот мы тут на Калифорнщине живем и развлекаемся :)

В заключение могу только добавить, что мне это мероприятие очень понравилось, и его дружеская атмосфера, и весьма полезные (сам убедился :) советы - в общем, я и впредь собираюсь в нем участвовать :) Ну а потом - кто знает - может, захочется и на треке свои силы попробовать? :)

Copyright © Oleg Semenikhin

Сайт управляется системой uCoz