Yamaha TDM850

Выпуск 1996-2001 годы, $6000-8500
Иван Борисенко

Не будет преувеличением сказать, что весь мир уже не первое столетие бьется над тем, чтобы изобрести нечто универсальное. TDM — результат одной из попыток. Мотоцикл дебютировал в 1992 году, существенно модернизирован в 1996 году. Изменены настройки двигателя (он стал мощнее на 3 л.с.), настройки подвесок, кардинально обновлен дизайн.
Отличная управляемость и тяговитый мотор с углом коленвала 270° (как на V2) сделали TDM едва ли не лучшим городским мотоциклом.

Кроме того, его подвески чуть более длинноходные, чем принято на «дорожниках», поэтому байк прекрасно чувствует себя на разбитом асфальте и ровных «грунтовках». Хорош TDM и в дальних поездках: прочный багажник выдержит тяжелый кофр, а удобная посадка не даст водителю утомиться во время многокилометрового рейда.

ДВИГАТЕЛЬ. Выбирая TDM, следует помнить, что удобство его обслуживания принесено в жертву великолепным ходовым качествам. Начнем с того, что мотоцикл оснащен системой смазки с сухим картером: это позволяет не думать о масляном голодании во время езды на заднем колесе.

Беда в том, что найти сливное отверстие непросто, и процедуру лучше доверить механику из специализированного сервиса, что обойдется в $24. Залить и забыть, увы, не получится: исправный двигатель TDM расходует до полулитра масла на тысячу километров. Инструкция рекомендует менять масло каждые 6000 км пробега. Зачастую после длительного простоя мотоцикл отказывается заводиться — выходит из строя бензонасос, его клапаны подсыхают. Можно попытаться размягчить их — снять шланг с выпускного штуцера и впрыснуть в насос немного бензина.

Не поможет — придется менять. Узел стоит $68, замена — $36. Перебои при наборе оборотов чаще всего связаны с нарушением чистоты карбюраторов: приведение их в нормальное состояние и регулировка на синхронность обойдется в $68. Замена свечей требует снятия радиатора и стоит $16. Интересно организована отсечка оборотов: при умышленном удержании на нейтральной передаче стрелки тахометра в положении 6000–7000 об/мин через 10 секунд двигатель начнет давать перебои, которые ошибочно можно принять за неисправность системы зажигания.

РАМА И ОБВЕС. Мотоцикл предназначен для путешествий, а потому довольно прочный. Стальная диагональная рама не склонна к образованию трещин даже при регулярной езде с пассажиром и грузом. Тем не менее, достаточно уронить мотоцикл на бок, чтобы заполучить трещины на облицовке бака.

ПОДВЕСКИ. Демонстрируют разумный компромисс характеристик. Задняя оснащена моноамортизатором и лишена рычажной системы. Отсутствие прогрессии не сказывается на ходовых качествах, зато повышает надежность узла. Передняя вилка требует переборки с заменой сальников (2х$8) в среднем через 25000 км, что обойдется в $76.

ТОРМОЗА, КОЛЕСА. Универсальность байка подчеркивается его колесами: они оснащены высокопрофильными шинами и стойко переносят езду по колдобинам — их сложно погнуть. Тормоза не склонны к закисанию.

МОДИФИКАЦИИ. На японский рынок поставлялась версия с ограниченной до 180 км/ч скоростью, остальные отличия, обусловленные адаптацией для различных рынков, связаны лишь с регулировкой фары. Мотоцикл фигурирует во всех каталогах запчастей, как оригинальных, так и aftermarket.


УНИВЕСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ

Алексей Карклинский, фото Александра Дмитриева

Yamaha TDM850, 849 см3, 77 л.с., 205 км/ч., $3500-4000


«…Городской эндуро для путешествий…» - под таким неожиданным девизом от Yamaha много лет продавался этот мотоцикл. Сколь далеко данное высказывание от правды?


В далеком 1991 году в не менее далекой Японии талантливые конструкторы Yamaha задались целью построить необычный мотоцикл. Их рынок диктовал иные, чем, например, в Европе, условия выживания, поэтому тогда рождались модели порой совершенно не похожие на все существующие. Пытались отойти от традиционных концепций, стилизаций и при этом хотели не потерять практичные и универсальные качества. Результатом одной из этих попыток и стала модель Yamaha TDM850 - аппарат, не вписывающийся ни в какие каноны, ни по виду, ни по конструкции.


Кто мог представить, что TDM «проживет» больше 10 лет, не утратив своей популярности? А ведь тот пробный шар, пущенный счастливой рукой японских конструкторов, разметал в стороны ряды конкурентов! Бешеный спрос на эту модель Yamaha заставит японских инженеров в 1996 году серьезно усовершенствовать этот мотоцикл. Замечу, не изменить стиль, а лишь добавить технологических изысков и дизайнерского шарма. И не важно, что только через шесть лет очередной всплеск популярности привел и к последующему рестайлингу необычной Yamaha. Это лишь подтверждение спроса, востребованности модели и стабильного интереса покупателей. Важно и то, что признание произошло с самого начала, с той самой «антилопы» от Yamaha, появившейся на конвейерах сразу нескольких заводов концерна в 1992 году.


Вот и решил на себе проверить, так ли он хорош, этот «старый» TDM образца 92-го года. Заполучив на тест вполне бодрый экземпляр, намеревался изъездить его вдоль и поперек, без скидки на возраст, но лишь с оглядкой на стиль и реальные возможности так называемого городского эндуро для путешествий. Именно под таким противоречивым слоганом продавали Yamaha TDM850 более 10 лет.


В профиль он действительно напоминает антилопу - поджарый, слегка задранный «хвост», продавленный хребет удобного сиденья, массивный на вид бензобак, пластиковое оперение необычной формы, высокая холка из приборной панели и ветрового стекла, морда-фара, нависшая над передним крылом. Чем не антилопа? Чуть неуклюжа, но стремительна. Лишь литые колеса приземляют его облик, подчеркивая основательную связь с дорогой. Вдоволь наглядевшись, забираюсь в седло и отправляюсь в путь, в дорогу, в путешествие... Ведь именно для этого он предназначен.


Первое впечатления от пробной поездки двойственное: с одной стороны, TDM высок и размашист, почти как эндуро, а с другой - комфорт и ветрозащита как на хорошем «туристе». Подвески - не спорт, но достаточно строгие для надежного прохождения любых асфальтовых поворотов. В общем, удивительный коктейль! Через сотню километров понимаешь, что это то самое неповторимое ощущение симбиоза стилей, смешения кровей, свойственное только этой модели. Ни один другой мотоцикл не позволяет так комфортно в классической посадке расположиться за рулем, не подвергаясь при этом воздействию встречного потока. А закладывать повороты, почти как спортбайк, а на бордюр запрыгнуть в случае необходимости? Конкурентов просто нет.


Что удивило поначалу, так это моя явная промашка в определении скорости на глазок. Специфика посадки способствует завышенным оценкам. На первых сотнях пробега постоянно казалось, что спидометр занижает показатели, и не шуточно, на 30-40 км/час. Позже, уже вкатавшись, понял причину - форма переднего пластика позволяла видеть периферийным зрением набегающую дорогу практически под передним колесом, что субъективно влияло на восприятие скорости движения. Поэтому не забывайте себя контролировать. Порой такой перебор в скорости перед поворотом может существенно повлиять на ваше последующее мировосприятие...


Отдельную оду пропою мотору. Рядный двухцилиндровый двигатель - давнее «увлечение» конструкторов Yamaha, успешно примененный на «большом эндуро» XTZ750 Super Tenere, был доработан и гармонично внедрен в оригинальную раму TDM. Что вложено в понятие «доработан»? Прогрессивная система смазки с сухим картером позволяет не беспокоиться за внутренности при работе в экстремальных режимах и практически в любом положении (отливов быть не может), а пятиклапанные головки блока цилиндров обеспечивают великолепное наполнение и очищение камеры сгорания и подразумевают возможность высокой форсировки мотора. Особенность системы зажигания и конструкции этого двигателя позволили при рядном расположении цилиндров приблизить характеристики крутящего момента к «оппозитным» показателям, что позволяет во всем диапазоне оборотов наслаждаться стабильной тягой без провалов и подхватов.


Балансирный вал спасает от неминуемых вибраций двухцилиндрового мотора. Увеличение объема до 850 см3 не привело к большому повышению мощности, но позволило увеличить крутящий момент до внушительных 78 Нм.
Пятиступенчатая КПП оригинально скомпонована, но по прежнему страдает «детскими» фирменными болезнями - затрудненный поиск нейтрали, большое усилие при включении передач, слишком сближенные передаточные числа третьей, четвертой и пятой передач - вот нескромный список нареканий, возникающих при пользовании. Серьёзных возмущений это не вызывает, но «ложку дегтя», несомненно, добавит в общее впечатление от мотоцикла.


Если продолжить препарировать подопытного, можно найти еще много отдельных плюсов и минусов, но на это уйдет уйма времени, а общее впечатление останется размытым и не определенным. Нас же больше интересуют реальные ощущения, удобство пользования, практичность и доступность обслуживания. В общем, все то, что называют потребительскими качествами.


По совокупности этих самых качеств Yamaha TDM850, несомненно, на высоте. Совершенная даже по современным меркам рама типа Deltabox (пусть и стальная), эффективные дисковые тормоза, вкупе с регулируемой передней и задней подвесками, отменная эргономика водительского места, неплохие энерговооруженность и экономичность, достойная ветрозащита плюс большая автономность хода, обеспеченная 18-ти литровым бензобаком - все эти параметры ставят «старичка» в ряд с лучшими спорт-туристами.


Список достоинств можно легко продолжить! А максимальная скорость в 205 км/час, а возможность без оглядки покинуть асфальтовую гладь и не повиснуть на первой кочке, а легчайшая управляемость, позволяющая комфортно себя чувствовать в городской толчее? И все это TDM!
Не подумайте, что это лозунги фанатствующего ямахофила. О недостатках уже было выше, но и против правды не поспоришь. Даже спустя десяток лет после рождения, этот «ямах», безусловно, хорош по большинству выдвигаемых требований.


В который раз, садясь в седло этого мотоцикла, ловлю себя на мысли, что мне импонирует именно его универсальность, городские битвы за место у светофора, прогулка за город или дальнее путешествие. Разухабистость российской глубинки и манящие ленты горных серпантинов - во всех ситуациях он на высоте. И никакая ущербная психология «новых мотоциклистов», проповедующая порой недалекие «литровые» амбиции, не заставит меня изменить мнение. В этом случае можно сказать: не «литром» единым живет мотоциклист, по мне - и 850 кубов за глаза хватит, главное, чтобы комбинезончик сидел!


Стоит добавить, что популярность модели в данном случае - это плюс. Не случайно, практически в любом мото-каталоге, вы найдете уйму полезных вещей, оригинальных и тюнинговых запчастей, немалое количество дополнительного оборудования и просто полезных «фенечек», без которых ваш коник просто скучает.
При желании TDM можно превратить и в уличного бойца, и в дальнобойного путешественника. Все зависит от вкуса и потребностей хозяина. Сложностей, присущих внутрияпонским моделям, наводнившим наш рынок, не существует. Позволил бы кошелек…


А кошелек может позволить. Оставшийся в тени популярной, но неоправданно дорогой обновленной версии, «старичок» образца 92-го года со временем стал более доступен по цене, и не в ущерб своим «боевым» качествам. Конечно, требовать от восьми-, девятилетнего мотоцикла состояния «нового» бессмысленно, но, в основном, попадаются очень достойные экземпляры, которые еще много лет способны радовать своего владельца. Бесспорно, встречаются и сильно «укатанные» аппараты весьма привлекательные на вид, но это уже вопрос профессиональности выбора и порядочности продавца. Ищите.


Обращают на себя внимание перья передней вилки - из-за небольшого диаметра и отсутствия защитных чехлов они часто изнашиваются быстрее, чем хотелось бы. Подшипники рулевой колонки - тоже довольно нагруженный узел на этой модели, особенно если предыдущий хозяин не менял их годами. Этот мотоцикл легко поднимается на заднее колесо, но каждое опускание сокращает срок службы выше описанных деталей на весьма ощутимое время. И если вы собираетесь распугивать прохожих частой ездой в «свече», имеет смысл озаботиться заменой-переборкой всего узла передней подвески.


Если постараться кратко сформулировать все собранные впечатления от теста, то получится примерно так: оправдывает большинство требований, предъявляемых к подержанным мотоциклам, невзирая на возраст. Отменные рабочие параметры при приемлемых недостатках. Такой мотоцикл выбирают долго, но выбор в последующем меняют редко.


Что почем (цены оригинального каталога, $)

Аккумулятор 120
Облицовка бензобака 187
Указатель поворота 34
Тормозные колодки передние 90
Тормозные колодки задние 44
Фильтр масляный 12
Фильтр воздушный 30
Цепь 230
Звездочка ведущая 64
Звездочка ведомая 75

По материалам журнала "Моторевю"

Сайт управляется системой uCoz