РАЗВИТИЕ ХАЙСАЙДА

Часто, когда едешь на мотоцикле, любая ошибка заканчивается неприятностями, как правило, не очень серьезными, но иногда ошибка может стать фатальной. Одна из наиболее серьезных ошибок, которые может допустить мотоциклист, называется «хайсайд».
Когда мотоцикл падает на землю под воздействием гравитации, он оказывается на боку. На низких скоростях это обычно приводит к небольшим повреждениям мотоцикла и заканчивается легкими травмами для водителя, или вообще обходится без последствий. Даже на повышенной скорости, при условии, что мотоциклист пользуется соответствующей защитной мотоэкипировкой, наибольшим повреждениям подвергается мотоцикл. В любом случае, такие аварии называются «лоусайд», другими словами, мотоциклист падает в направлении падения машины – вниз.

Соответственно, «хайсайд» означает, что мотоциклиста выбрасывает из седла в обратную сторону, и он перелетает над верхней частью мотоцикла. Само по себе, такое падение не смертельно, но случается, что байк часто следует по воздуху по той же траектории, что и мотоциклист, а затем падает на него. При таком ударе, когда сверху падает машина, выжить могут не многие. Итак, как развивается такая авария? Каковы ее причины, и что можно сделать, чтобы предотвратить ее?

Начать с того, что хайсайд начинается, когда вы слишком резко/сильно включаете задний тормоз, и тормозная мощность может заблокировать заднее колесо. Если вы движетесь по кривой/дуге (или если вы также включили передний тормоз на прямой, или на дороге попадается большая кочка, или нагрузка на мотоцикл не сбалансирована должным образом), задняя часть мотоцикла начинает отклоняться/уходить в сторону от изначального направления движения мотоцикла, потому что задняя шина теряет сцепление (развивается «трение скольжения» - степень сцепления соответствует примерно 80% от сцепления, которое было до начала заноса), и начинает двигаться быстрее (в направлении движения мотоцикла), чем передняя шина (среди прочих факторов, здесь срабатывает центробежная сила). Автоматическая и правильная реакция мотоциклиста в данной ситуации – повернуть переднее колесо в направлении заноса. (Фактически, переднее колесо само повернет в этом направлении – ваша задача просто не мешать этому). Но теперь мотоциклист может допустить ошибку, которая может стоить ему жизни – он может отпустить задний тормоз.

Давайте рассмотрим, что происходит в тот момент, когда задний тормоз блокирует заднее колесо, и оно начинает скользить, и что происходит в тот момент, когда отключается мощность заднего тормоза. Предположим, в данный момент мотоциклист проходит мягкий поворот. (При движении по прямой происходит точно то же самое, когда заднее колесо начинает смещаться в ту или иную сторону по отношению к траектории движения переднего колеса.) В этот момент мотоцикл движется в направлении, которое задает переднее колесо. Заметьте, что задняя шина всегда немного отстает, когда она старается подстроить свое направление в том же направлении, в котором движется передняя шина.

Теперь, в этот момент задний тормоз блокирует колесо, и заднее колесо теряет существенное количество сцепления (по крайней мере, 20%). Оно начинает соскальзывать наружу от центра дуги, по которой движется машина.

Теперь водитель позволяет переднему колесу повернуть в направлении заноса. Соответственно, направление движения мотоцикла изменяется. Тем временем, задняя шина продолжает скольжение и по-прежнему в данный момент движется быстрее, чем передняя часть мотоцикла. Мотоцикл пытается «лечь» (так как заднее колесо больше не вращается, вы потеряли его гироскопический эффект и, таким образом, нарушили примерно 80% стабильности мотоцикла), и так он и сделает, если только мотоциклист не предпримет быстро каких-либо действий.

Но мотоциклист, понимая, что задняя часть его машины бесконтрольно скользит, решает снять давление с заднего тормоза, чтобы выйти из сложившейся ситуации. Когда он это делает, задняя шина, которую тащит вперед и одновременно в сторону, неожиданно снова начинает вращаться. Это позволяет ей двигаться вперед гораздо легче, чем она двигалась раньше, и также неожиданно у нее увеличивается сцепление с дорогой (напомним, что шина потеряла только около 20% сцепления, когда начала скользить, и в данный момент она вновь обретает потерянные 20%).

Независимо от того, передается ли мощность двигателя задней шине, или нет, вследствие того, что мотоцикл не просто тащит вместе с собой заднюю шину (потому что теперь шина вращается), мотоцикл начинает двигаться быстрее (фактически, он начинает медленнее сбрасывать скорость) в том направлении, которое обуславливает передняя шина. В то же самое время, вследствие того, что сцепление полностью восстановлено, скольжение/занос задней части неожиданно прекращается. То, что случится в следующее мгновение – хайсайд!

Не важно, остановлено ли скольжение задней части тем, что заднее колесо попадает на кочку, или тем, что у задней шины восстанавливается сцепление, результаты будут одинаковыми: центробежная сила в совокупности с инерцией стараются поддерживать и направлять движение центра тяжести мотоцикла в направлении, в котором мотоцикл двигался в последний момент. Так как контактная площадь заднего колеса перестала скользить (все останавливающие силы прикладываются к контактной площади), определенно, развивается крутящий момент.

В результате мотоцикл резко поворачивается в сторону предшествовавшего заноса. Фактически, этому повороту способствует переднее колесо, так как мотоцикл начинает вращаться, используя ось, как точку опоры. Разумеется, водителя выбрасывает в сторону вращения мотоцикла. Эта ошибка вызвана, конечно же, тем, что с заднего тормоза сняли давление. Другими словами, если вы оказались в ситуации, когда заднее колесо выскальзывает из-под вас, несмотря на то, что вы повернули переднее колесо в направлении заноса, то наиболее безопасным действием будет заставить мотоцикл лечь на землю– выполнить «лоусайд» (т.е. не следует отключать мощность заднего тормоза).
Позвольте также добавить, что существует еще один способ, который предотвращает развитие хайсайда, о котором мы говорили выше: всегда старайтесь выпрямить траекторию движения, прежде чем агрессивно и резко тормозить в кривой!

Если мотоцикл движется по прямой линии, особенно, когда мотоцикл оснащен одним из видов комбинированных тормозных систем, а блокировка заднего колеса вызывает занос, возможность хайсайда все равно не исключается, но шансы такого падения гораздо меньше по сравнению с ситуацией, когда мотоцикл движется по дуге (чем быстрее вы едете и чем больше кочка на дороге, тем более высока вероятность развития хайсайда). Тем не мене, лучшее решение, которое может принять водитель – не отпускать задний тормоз в том случае, если он заблокировал колесо, с тем, чтобы избежать хайсайда.

Резкое выключение переднего тормоза, когда заднее колесо заблокировано и идет юзом, также может стать причиной хайсайда, потому что это приводит к увеличению веса заднего колеса и, следовательно, его сцепления. Тем не менее, единственная возможность исправить данную ситуацию – заставить переднюю часть мотоцикла двигаться быстрее в направлении заноса, чем скорость задней части. Следовательно, разумно мягко ослабить передний тормоз. (Однако учтите, что при любой форме комбинированного торможения, это практически бесполезно, так как, как только срабатывает передний тормоз, задний тормоз также срабатывает.) С другой стороны, увеличение мощности переднего тормоза практически всегда приводит к тому, что мотоцикл ложится на землю, т.е. происходит лоусайд.

Может ли произойти хайсайд, если вы вообще не отключаете задний тормоз? Еще бы! Если вы были когда-либо свидетелем аварии на прямой с развитием хайсайда, вы помните, что след от торможения остается прямым почти до самого конца, когда он принимает форму буквы «J». Это свидетельствует о том, что мотоциклисту с успехом удавалось поддерживать направление переднего колеса в согласовании с направлением заноса до тех пор, пока он не вывернул колесо до предела. Конечно, когда такое происходит, мотоциклист больше не может поворачивать руль в направлении заноса, и мотоцикл внезапно начинает менять направление – занос увеличивается до тех, пока шина не разворачивается на 90 градусов по отношению к направлению движения мотоцикла, т.е. самая большая площадь контактной поверхности располагается перпендикулярно по отношению к направлению движения, что, таким образом, увеличивает шансы восстановления сцепления. Соответственно, примерно в этот момент занос останавливается, а мотоцикл резко подбрасывает в воздух.

Увидев, что заднюю часть заносит, и нужно мягко ослабить давление переднего тормоза и не отпускать мощность заднего тормоза, чтобы переднее колесо было согласовано с задним по скорости, что делать, если вместо заднего колеса начинает заносить переднее? Абсолютно то же самое! Следовательно, вам не приходится принимать решение в зависимости от того, какую шину заносит. Реакция мотоциклиста будет одинаковой.

Итак, выше я отметил, что, если у вас есть выбор, следует положить мотоцикл на землю, а не допускать развития хайсайда. Также я объяснил, что динамика (развитие аварии) почти неизбежно приведет к хайсайду, даже если вы предпринимаете правильные действия – поворачиваете в сторону заноса и ослабляете передний тормоз. Что же, ситуация безвыходная? Нужно ждать хайсайда? Вовсе нет. Когда вы знаете, что ваша попытка закончится неудачей, жмите на пердний тормоз! Это заставит мотоцикл лечь на бок, приведет к лоусайду!!! (Если у вас комбинированная тормозная система, можно выполнить лоусайд и увеличивая давление на задний тормоз, потому что это будет также увеличивать и мощность переднего тормоза.)

Пожалуйста, не ругайте меня за то, что я советую вам специально положить на бок ваш мотоцикл! Если вы когда-нибудь видели результаты аварии после хайсайда, вы будете целовать землю, если вам удастся отделаться тем, что вы положите мотоцикл на бок. Если вы можете это сделать – сделайте. Если не можете, то, в любом случае, хочется пожелать удачи.

Меня спрашивали, почему резкое включение переднего тормоза вызывает лоусайд вместо того, чтобы быстрее развивать хайсайд. Это происходит, потому что, включая передний тормоз, вы влияете на распределение веса, что еще больше ослабляет сцепление заднего колеса, что, в свою очередь, снижает шансы развития хайсайда и быстрее снижает скорость мотоцикла, т.е. он быстрее ляжет на бок.

Некоторые утверждают, что если удается быстро выключить задний тормоз после блокировки колеса, то можно восстановить контроль над мотоциклом. Это – ПРАВДА! Однако следует понимать, что это означает на самом деле. Между заносом/юзом и скольжением существует различие. Во время заноса шина вращается не с той же скоростью, с какой движется ваш мотоцикл, вы стираете резину, но, по сути, вы все равно контролируете мотоцикл – т.е. во время заноса шина все равно «смотрит» в направлении движения мотоцикла. А во время соскальзывания мотоцикл слетает с траектории и опрокидывается, а заднее колесо, в буквальном смысле, движется в сторону, и вы уже не можете контролировать мотоцикл. Если вы отпустите задний тормоз во время заноса, вы почувствуйте приличный «толчок», когда у задней шины будет восстановлено сцепление, и вы будете продолжать движение – контролируя мотоцикл. Если вы отпустите задний тормоз во время скольжения, восстановить контроль будет гораздо сложнее, так как «толчок» превратится в очень жесткий «удар», или еще хуже – в хайсайд.

Итак, совет не отпускать задний тормоз при блокированном колесе относится к ситуации, когда началось скольжение. Для абсолютного большинства мотоциклистов это означает следующее: никогда не отпускайте заблокированный задний тормоз, потому что в реальных условиях скольжение начинается очень быстро, и большинство людей не в состоянии достаточно быстро реагировать или даже осознать, что заднее колесо соскальзывает. Крайне глупо и самонадеянно считать, что вы представляете собою исключение, и можете все предвидеть до начала скольжения.
Схема аварии с развитием хайсайда



 



Сайт управляется системой uCoz